Комментарий. Состояние и потенциал развития хлебопечения в России.

22 апреля 2008, 12:28
Российская гильдия пекарей и кондитеров (РОСПиК) представила аналитический обзор о состоянии и перспективах хлебопекарной отрасли России. Согласно данным Росстата, в 2006 г. в РФ было произведено 7705,1 тыс. т хлебобулочных изделий, что меньше на 3,5% по сравнению с 2005 г. (7871,3 тыс. т), говорится в обзоре. По отношению к 2004 г. производство выросло на 23,5%.

Сегодня весь объем хлебобулочных и мучнисто-кондитерских изделий производится на 13,8 тыс. хлебопекарных предприятий, и по сравнению с 2005 г. количество субъектов хлебопечения уменьшилось на 1,5%. Рост численности хлебопекарных предприятий отмечен только в Уральском федеральном округе.

Специалисты РОСПиК отмечают, что снижение численности хлебопекарных предприятий в регионах может привести к дефициту хлебобулочных изделий на прилавках торговых точек, поэтому необходимо принять срочные меры по восстановлению численности хлебопекарных предприятий с акцентом на малые и средние формы предпринимательства. Но в отдельных регионах России численность пекарен увеличивается.

Например, в Ханты-мансийском автономном округе прирост пекарен в 2006 г. составил 105,3%, во Владимирской области - 42,9%, примерно 50% регионов сохранили численность хлебопекарных предприятий.

В 2006 г. в отечественном хлебопечении и кондитерском производстве было занято 297 тыс. работников, что на 2,1% выше, чем в прошлом году. Сопоставляя темпы роста численности предприятий и рабочих мест, можно отметить, что количество предприятий в РФ сократилось на 1,5%, а занятость выросла на 2,1%. То есть превышение темпа роста занятости над темпом роста численности хлебопекарных предприятий на 0,6% свидетельствует о дополнительном увеличении рабочих мест, а не об их сокращении.

При росте общей численности работников хлебопекарных предприятий также отмечен рост средней величины занятости на одном хлебопекарном предприятии на 3,9%. Следует заметить, что увеличение средней занятости характерно для большинства регионов России.

На отечественном рынке хлебобулочных и кондитерских изделий за 2006 г. рост производства снизился на 1,72%, тогда как рынок вырос за тот же период на 10,41%. Результаты анализа позволяют показать, что определяющим фактором на рынке хлебобулочных изделий - цена. Однако отечественный рынок хлебобулочных и кондитерских изделий характеризуется не только значительным ростом по отношению к росту производства, но и низкой конкурентной средой, говорится в обзоре.

Уменьшение числа хлебопекарных предприятий непосредственно отражается на конкурентоспособности, а именно, приводит к ее снижению. Низкая конкуренция обуславливает падение качества продукции, недостаточный ассортимент продукции и завышенную на нее цену.

Сегодня в России конкурентную среду на рынке хлебопечения и кондитерского производства характеризует численность хлебопекарных предприятий на 10 тыс. жителей. В 2006 г. это величина составила - 1,3, тогда как в странах Европы от 3 до 4.

В связи с сокращением численности хлебопекарных предприятий ресурс для увеличения конкурентной среды растет. Для предотвращения негативных последствий развития отечественного рынка необходимо максимально быстро и в короткие сроки разработать имеющийся потенциал.

Опасение аналитиков вызывает тот факт, что самая низкая конкурентная среда и, соответственно, высокий потенциал развития находятся в Центральном Федеральном округе, где проживает значительная часть населения России.

В обзоре затронута проблема взаимодействия торговых сетей с хлебопекарным производством. По мнению хлебопеков, в структуре цены производителя хлебобулочной продукции прибыль занимает всего лишь 3%, а все остальное - затраты, и это результат, угрожающий производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Рентабельности продаж пекаря останется на уровне 3% и немногие пекарни в состоянии взять кредит на свое развитие, так как банковские процентные ставки по ним не опускаются ниже отметки в 10%. Погашение такого займа ни теоретически, ни практически невозможно.

Суммированная доля арендных выплат, административной ренты, ЖКХ и налогов составляет 43%. Это именно та часть цены производителя, на которую прямым образом может повлиять государство и снизить эти затраты, считают специалисты.

Среднестатистическая торговая наценка на хлебобулочную продукцию равна 30%, что эксперты называют результатом финансового прессинга, проводимого торговыми сетями по отношению к производителю. Согласно результатам сравнительного анализа, проведенного специалистами РОСПиК, цена 1 кг хлеба, так же как и на муку, в России весьма низкая. При этом заработная плата в России не самая низкая.

Как отметили аналитики, это тот самый случай, который можно исправить при помощи программ и мероприятий государственного уровня.

В теме цен и их государственного контроля находятся тарифы ЖКХ и цены на сырье для производства хлебобулочных изделий. Тогда как рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия самый низкий, а энергоносители и ЖКХ он значительно выше.

Сложившуюся тенденцию необходимо изменить коренным образом. Рост цен на продукцию естественных монополий - тот барьер, который стоит на пути эффективного и прозрачного ценообразования, уверены в РОСПиК.

В целом, общее экономическое состояние хлебопекарного бизнеса можно характеризовать как стабильное с незначительными отклонениями, как в положительную, так и отрицательную сторону.

AgroNews.ru

Также в разделе:

Торгово-промышленная палата создала совет для общения продавцов и производителей...

Лучший кукурузный силос производится во Владимирской области...

Владимирские хлебопеки тоже хотят дешевого зерна...

Под озимые зерновые площади увеличены на 5%...

Озимые во Владимирской области находятся в удовлетворительном состоянии...

Владимирская область: Урожай снова под угрозой?...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.



Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

 

Недавние ответы: