Поедет ли российское зерно по рельсам?

Фильтры

Регион

Новости

Поедет ли российское зерно по рельсам?

Валовой сбор зерна в РФ к началу октября составил 78 млн. тонн против 67 млн. тонн годом ранее, при этом статистика регистрирует снижение объемов транспортировки зерна на сети ОАО «РЖД» по сравнению с аналогичными показателями прошлого года. То же самое можно сказать и о сопоставлении результатов перевозок сельхозсезонов 2011/12 и 2012/13.

Для того, чтобы понять, есть ли надежда на улучшение в новом, стартовавшем 1 июля, сезоне, журнал «РЖД-Партнер» предлагает разобраться в причинах наметившейся за последние месяцы отрицательной динамики в перевозках зерна в России.

Печальные цифры

В период с января по сентябрь 2013 года объём погрузки зерна и продуктов перемола на сети ОАО «РЖД» снизился на 35,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 8,5 млн. тонн. По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), результатом первых 7 месяцев т.г. стало сокращение перевозок зерновых грузов во всех видах сообщений, кроме импорта. Так, экспортные объемы перевозок зерна упали на 82%, при этом экспорт через российские порты уменьшился на 89% (430,1 тыс. тонн), а через погранпереходы - на 38,6% (512,5 тыс. тонн). Транзит зерна составил всего 814,1 тыс. тонн при снижении на 80,8%. Внутренние перевозки еле-еле достигли 5,7 млн. тонн, что также ниже уровня прошлого года на 14,5%. При этом объем импорта зерновых вырос на 35,9% и составил 1,15 млн. тонн.

С чем же связано такое снижение показателей по перевозкам в целом и по железной дороге в частности? По мнению эксперта-аналитика отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александра Слободяника, причина в низком урожае прошлого сезона. Это подтверждают данные ЗАО «Русагротранс»: следствием сократившегося урожая сезона-2012/13 стало падение отгрузки зерновых из всех регионов РФ, в первую очередь с юга страны (в 2,78 раза), в меньшей степени - из центра России (в 2,4 раза) и Приволжья (в 1,8 раза). Отправка с Урала снизилась в 3,1 раза, мизерными были объемы отгрузки из Сибири (60 тыс. тонн против 730 тыс. тонн в прошлом сезоне).

Поясним, что основные поставки зерна по железной дороге внутри страны в 2012/13 МГ шли из Сибири, центра РФ (26%), Южного Урала (14%) и Приволжья (13%). Крупные регионы-потребители зерна в России (в том числе при железнодорожных поставках) - северо-запад страны (35% от объема внутренних перевозок) и московский регион (17%). Отгрузка сюда шла из Западной Сибири, Черноземья и Поволжья. Сибирь и Урал обеспечивались зерном в основном на местном уровне (18% и 12% соответственно). Существенный объем выгружался также в Приволжье (13%).

По данным ИПЕМ, в 2012 году во внутрироссийском сообщении было перевезено более 11 млн. тонн зерна - 42,9% от общего объёма перевозок зерна и продуктов перемола. В экспортном сообщении, грузопотоки которого направлены в основном к южным портам России, было перевезено 34,2% (9,2 млн. тонн) зерна и продуктов перемола. На транзитные и импортные перевозки пришлось только 18,5% и 4,4% соответственно.

Следует отметить, что структура внутренних перевозок несколько более стабильна, чем распределение экспортных направлений, которые могут меняться в зависимости от конъюнктуры рынка, сложившейся в определенный момент времени. Здесь все зависит от покупателя: составы с зерном едут в тот порт, который отгружает продукт на экспорт. Так, в начале нынешнего сезона наблюдалось увеличение объемов экспорта из малых портов Азовского моря, в то время как показатели черноморских терминалов снижались.

По мнению генерального директора компании «ПроЗерно» Владимира Петриченко, основной причиной перераспределения грузопотоков стало изменение структуры спроса: в начале сезона основным покупателем был Египет, куда экспортные отправки осуществляются через Черное море, затем выросли отправки в Турцию через малые порты Азово-Донского бассейна. В экспортных перевозках зерна доля железнодорожного транспорта колеблется, достигая 40% и выше в высокий экспортный сезон и снижаясь до 30% в низкий, когда автотранспорт особенно конкурентоспособен за счет спотовых поставок, в первую очередь на малые порты.

В последние годы много говорится и о расширении экспорта российского зерна в Китай, но можно сказать, что пока обсуждениями все и ограничивается. Директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько считает, что в обозримой перспективе масштабные поставки вряд ли возможны. «Торговать нам мешает не только и не столько отсутствие договоренностей, сколько гигантский транспортный тариф и общий довольно невысокий уровень импорта пшеницы Китаем», - поясняет он. Аналитик УК «Финам менеджмент» Максим Клягин отмечает, что основной сдерживающий фактор роста объемов вывоза зерна в этом направлении - отсутствие необходимой инфраструктуры, особенно характерное для восточного вектора перевозок. То, сколько зерна Россия будет продавать в Китай, зависит от пропускной способности наших железных дорог, перевалочных и отгрузочных мощностей. Максимум, на который сейчас может выйти Россия, - это 5-10% от общего объема экспорта.

По различным прогнозам экспертов, в этом сельхозгоду экспорт из России может превысить 19 млн. тонн. По оценке начальника отдела анализа департамента стратегического маркетинга ЗАО «Русагротранс» Игоря Павенского, за рубеж может быть отправлено и больше - до 20,9 млн. тонн против 16,4 млн. тонн, экспортированных по итогам сезона-2012/2013 (по данным Минсельхоза, из-за засухи в 2012 году было собрано 71 млн. тонн, в этом ожидают 90 млн. тонн). Отличительной чертой прошлого сезона стали высокие цены на зерно, преодолевшие в конце 2012 года все исторические максимумы и обогнавшие мировые.

Рыночные перипетии, разумеется, влияли и влияют на объемы перевозок зерна, в том числе осуществляемые по железной дороге. Но, как ни перетасовывай колоду из таких показателей, как рост или падение экспорта, урожайность, скачки мировых и внутренних цен - цифры, фиксирующие объемы железнодорожных перевозок зерна, неумолимы и свидетельствуют о том, что дело не только в особенностях профильного рынка, которые в разной степени присутствуют всегда, но и в проблемах, охвативших железнодорожную отрасль России в целом.

Источник: kazakh-zerno.kz

Также в разделе

Комментарии (0)