Правительство РФ отправило на доработку стратегию развития "Объединенной зерновой компании"

Фильтры

Регион

Новости

Правительство РФ отправило на доработку стратегию развития "Объединенной зерновой компании"

Правительство РФ отправило на доработку проект стратегии развития до 2015г. Объединенной зерновой компании (ОЗК), сообщили РБК несколько источников в правительстве. Представители ОЗК от комментариев отказались. Источники отмечают, что основные возражения были выдвинуты Минэкономразвития РФ. В пресс-службе МЭР РФ сказали, что не комментируют межведомственную переписку.

Как рассказали источники, знакомые с ситуацией, документ был отправлен на доработку из-за отсутствия прописанной стратегии частно-государственного партнерства и высокой стоимости государственного финансирования развития инфраструктуры зернового рынка.

Ранее ОЗК рассчитывало получить от государства финансовую поддержку в размере 45 млрд руб. ОЗК должна представить доработанную версии стратегии до конца декабря 2009г., отметили источники.

Проект стратегии развития ОЗК отправляется на доработку уже не в первый раз. Так, Минсельхозу и Минэкономразвитию председателем правительства РФ Владимиром Путиным было поручено обеспечить до 1 ноября 2009г. разработку стратегии развития ОАО "Объединенная зерновая компания" на 2009-2012гг. и на период до 2015г. Между тем, комиссия правительства по агрокомплексу в начале ноября с.г. отклонила проект и отправила его на доработку.

По информации источников, знакомых с текстом проекта стратегии, в частности, во второй версии проекта были сокращены целевые показатели прироста мощностей хранения зерна ОЗК с 6,6 млн т до 4,4 млн т, объем экспорта к 2015г. - с 16 млн т до 12,5 млн т в маркетинговый год.

По мнению руководителя аналитического центра ЗАО "Русагротранс" Игоря Павенского, достижение показателя в 12,5 млн т экспорта ОЗК к 2015г. возможно, но при условии доведения общего российского экспорта до 40 млн т к тому времени и развития новых рынков поставок российского зерна - в Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку.

По итогам зернового маркетингового года 2008-2009гг. (с июля по июль) при собранном урожае зерна в РФ в 108,4 млн т на экспорт было отправлено 23 млн т, а экспортная выручка РФ составила около 4,4 млрд руб. По результатам последнего зернового сезона Россия вышла на 2-е место в мире по экспорту зерна. Запланированный объем экспорта зерновых в сезоне 2009-2010гг. составляет 18-20 млн т.

По оценкам экспертов, с июля по ноябрь 2009г. общий объем рынка пшеницы и ячменя в мире снизился: объем экспорта зерна в США упал с июля по ноябрь 2009г. на 29% с 20,5 млн т до 14,5 млн т, Евросоюза - на 32%, до 13,4 млн т, Украины - на 5%, до 9,3 млн т. Однако, по оценкам аналитического центра "Русагротранс", Россия с начала нового зернового сезона июля по ноябрь 2009г. экспортировала 10 млн т пшеницы и ячменя, что позволило занять второе место в рейтинге крупнейших поставщиков этих зерновых на мировом рынке после США. По прогнозам центра, падение российского экспорта пшеницы и ячменя в этом году не превысит 2-4%, что позволит стране сохранить второе место по объемам экспорта пшеницы и ячменя.

Между тем, генеральный директор ЗАО "Русагротранс" Олег Рогачев отмечает, что проблемы развития зерновой логистической инфраструктуры России не позволяют эффективно реализовать внутренний и экспортный потенциал страны. Так, проблемой является выбытие подвижного состава. На сегодняшний день парк вагонов-зерновозов стремительно стареет - к 2015г. ожидается списание 77% вагонов. Кроме того, требует развития и портовая инфраструктура. Дефицит портовых мощностей в России составляет, по оценке О.Рогачева, около 15 млн тонн зерна в год.

Как отмечают эксперты, на территории России только порты Туапсе и Новороссийск способны принимать суда класса "Панамакс". Их совместные мощности по перевалке грузов на суда этого типа составляют всего 8,5 млн т в год.

Также специалисты обращают внимание на нехватку мощностей хранения линейных элеваторов. С учетом урожая сезона 2009-2010гг., оцениваемого в 93 млн т, нехватка мощностей хранения линейных элеваторов составляет не менее 16 млн т.

К 2015г. дефицит портовых мощностей для перевалки зерна в России, по оценке заместителя министра сельского хозяйства РФ Сергея Королева, может достигнуть 20 млн т, элеваторных - 33 млн т. В целом он оценивает общие мощности по хранению зерна в РФ в 118 млн т, включая 34 млн т на элеваторах, формирующих рыночный оборот зерна. Совокупные мощности портов по перевалке не превышают 23-25 млн т в год.

Программой Минсельзоза РФ предполагается удвоение портовых мощностей РФ для перевалки зерна с целью обеспечения экспорта в объеме 30-40 млн т в год. Этот объем экспорта будет сформирован излишками производства зерна в РФ - 120-125 млн т к 2015г. при внутреннем потреблении не более 85 млн т к тому времени. На цели обеспечения поставок зерна на мировой рынок потребуется не менее 100 млрд руб. до 2015г., оценивают в Минсельхозе РФ.

В создании недостающих мощностей по хранению и перевалке зерна и должна принять госкорпорация ОЗК. На сегодня компания располагает перевалочными мощностями в 3,5 млн т. По словам генерального директора ОЗК Сергея Левина, развитие портовых терминалов по экспортной перевалке зерна предполагает как строительство новых объектов на Черном море и Дальнем Востоке, так и модернизацию, реконструкцию существующих. Предполагается за счет этих мероприятий не только увеличить суммарную пропускную способность портов, но и существенно (до 20%) снизить стоимость услуг по перевалке.

Глава ОЗК отмечал ранее, представляя содержание первого варианта проекта стратегии, что предполагается увеличение элеваторных мощностей корпорации с 1,8 млн т в 2009г. до 8,4 млн т к 2015г.

Также предусматривалось последовательное увеличение доли маршрутных отправок зерна с 1 млн т в 2010г. до 6 млн т в 2015г. По оценке ОЗК, это позволило бы увеличить пропускную способность элеваторов и портовых терминалов более чем в 2 раза. В целом ОЗК предполагает к 2015г. снизить на 500 руб. инфраструктурную составляющую в стоимости каждой экспортированной компанией тонны зерна.

Между тем, участники рынка, не дожидаясь государственных мер, начали самостоятельную реализацию проектов маршрутизации перевозок зерна. Так, 25 ноября 2009г. в направлении Новороссийского порта со станции "Удобрительная" Московской железной дороги ушел первый поезд из 44 вагонов вместимостью чуть более 3 тыс. т зерна в рамках совместного проекта маршрутизации зерна компаний "Русагротранс" и "Русское Зерно".

Помимо необходимости сокращать целевые показатели 2015г. по хранению и перевалке зерна, ОЗК сталкивается и с претензиями участников рынка о возможном создании прямой конкуренции бизнесу при реализации намерения госкорпорации занять 40% в российском экспорте зерна.

Однако С.Левин считает, что реализация стратегии ОЗК предполагает ведущую, но не монопольную роль компании на российском зерновом рынке. "ОЗК будет формировать партнерскую сеть из компаний и операторов зернового рынка с правом вхождения коммерческих организаций в уставный капитал госкомпании", - отметил недавно глава ОЗК.

Между тем, именно этот вопрос, как было сказано выше, стал "камнем преткновения" в обсуждении стратегии развития госкорпорации.

Заметим, что Минсельхоз РФ считает, что принцип частно-государственного партнерства уже реализован в форме учреждения ОЗК. Так, в начале декабря 2009г министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник пояснила РБК, что структура ОЗК оформлена на основании включения элеваторов, имеющих доли частного бизнеса, что и есть принцип частно-государственного партнерства.

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о создании Объединенной зерновой компании в марте 2009г. Он постановил внести в качестве вклада в уставный капитал созданной компании акции 31 компании, находящейся в федеральной собственности. В качестве приоритетного направления деятельности ОЗК определены увеличение объемов закупки и реализации зерна на внутреннем рынке, объемов экспорта зерна, модернизация и строительство элеваторов и портовых терминалов. Президент РФ также одобрил предложения правительства о разработке стратегии компании на 2009-2012гг. и на период до 2015г., отвечающей целям ее создания, в том числе предусматривающей привлечение частного капитала.

Источник: marketing.rbc.ru

Также в разделе

Комментарии (0)