Правительство РФ отправило на доработку стратегию развития "Объединенной зерновой компании"

14 декабря 2009, 09:20
Правительство РФ отправило на доработку проект стратегии развития до 2015г. Объединенной зерновой компании (ОЗК), сообщили РБК несколько источников в правительстве. Представители ОЗК от комментариев отказались. Источники отмечают, что основные возражения были выдвинуты Минэкономразвития РФ. В пресс-службе МЭР РФ сказали, что не комментируют межведомственную переписку.

Как рассказали источники, знакомые с ситуацией, документ был отправлен на доработку из-за отсутствия прописанной стратегии частно-государственного партнерства и высокой стоимости государственного финансирования развития инфраструктуры зернового рынка.

Ранее ОЗК рассчитывало получить от государства финансовую поддержку в размере 45 млрд руб. ОЗК должна представить доработанную версии стратегии до конца декабря 2009г., отметили источники.

Проект стратегии развития ОЗК отправляется на доработку уже не в первый раз. Так, Минсельхозу и Минэкономразвитию председателем правительства РФ Владимиром Путиным было поручено обеспечить до 1 ноября 2009г. разработку стратегии развития ОАО "Объединенная зерновая компания" на 2009-2012гг. и на период до 2015г. Между тем, комиссия правительства по агрокомплексу в начале ноября с.г. отклонила проект и отправила его на доработку.

По информации источников, знакомых с текстом проекта стратегии, в частности, во второй версии проекта были сокращены целевые показатели прироста мощностей хранения зерна ОЗК с 6,6 млн т до 4,4 млн т, объем экспорта к 2015г. - с 16 млн т до 12,5 млн т в маркетинговый год.

По мнению руководителя аналитического центра ЗАО "Русагротранс" Игоря Павенского, достижение показателя в 12,5 млн т экспорта ОЗК к 2015г. возможно, но при условии доведения общего российского экспорта до 40 млн т к тому времени и развития новых рынков поставок российского зерна - в Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку.

По итогам зернового маркетингового года 2008-2009гг. (с июля по июль) при собранном урожае зерна в РФ в 108,4 млн т на экспорт было отправлено 23 млн т, а экспортная выручка РФ составила около 4,4 млрд руб. По результатам последнего зернового сезона Россия вышла на 2-е место в мире по экспорту зерна. Запланированный объем экспорта зерновых в сезоне 2009-2010гг. составляет 18-20 млн т.

По оценкам экспертов, с июля по ноябрь 2009г. общий объем рынка пшеницы и ячменя в мире снизился: объем экспорта зерна в США упал с июля по ноябрь 2009г. на 29% с 20,5 млн т до 14,5 млн т, Евросоюза - на 32%, до 13,4 млн т, Украины - на 5%, до 9,3 млн т. Однако, по оценкам аналитического центра "Русагротранс", Россия с начала нового зернового сезона июля по ноябрь 2009г. экспортировала 10 млн т пшеницы и ячменя, что позволило занять второе место в рейтинге крупнейших поставщиков этих зерновых на мировом рынке после США. По прогнозам центра, падение российского экспорта пшеницы и ячменя в этом году не превысит 2-4%, что позволит стране сохранить второе место по объемам экспорта пшеницы и ячменя.

Между тем, генеральный директор ЗАО "Русагротранс" Олег Рогачев отмечает, что проблемы развития зерновой логистической инфраструктуры России не позволяют эффективно реализовать внутренний и экспортный потенциал страны. Так, проблемой является выбытие подвижного состава. На сегодняшний день парк вагонов-зерновозов стремительно стареет - к 2015г. ожидается списание 77% вагонов. Кроме того, требует развития и портовая инфраструктура. Дефицит портовых мощностей в России составляет, по оценке О.Рогачева, около 15 млн тонн зерна в год.

Как отмечают эксперты, на территории России только порты Туапсе и Новороссийск способны принимать суда класса "Панамакс". Их совместные мощности по перевалке грузов на суда этого типа составляют всего 8,5 млн т в год.

Также специалисты обращают внимание на нехватку мощностей хранения линейных элеваторов. С учетом урожая сезона 2009-2010гг., оцениваемого в 93 млн т, нехватка мощностей хранения линейных элеваторов составляет не менее 16 млн т.

К 2015г. дефицит портовых мощностей для перевалки зерна в России, по оценке заместителя министра сельского хозяйства РФ Сергея Королева, может достигнуть 20 млн т, элеваторных - 33 млн т. В целом он оценивает общие мощности по хранению зерна в РФ в 118 млн т, включая 34 млн т на элеваторах, формирующих рыночный оборот зерна. Совокупные мощности портов по перевалке не превышают 23-25 млн т в год.

Программой Минсельзоза РФ предполагается удвоение портовых мощностей РФ для перевалки зерна с целью обеспечения экспорта в объеме 30-40 млн т в год. Этот объем экспорта будет сформирован излишками производства зерна в РФ - 120-125 млн т к 2015г. при внутреннем потреблении не более 85 млн т к тому времени. На цели обеспечения поставок зерна на мировой рынок потребуется не менее 100 млрд руб. до 2015г., оценивают в Минсельхозе РФ.

В создании недостающих мощностей по хранению и перевалке зерна и должна принять госкорпорация ОЗК. На сегодня компания располагает перевалочными мощностями в 3,5 млн т. По словам генерального директора ОЗК Сергея Левина, развитие портовых терминалов по экспортной перевалке зерна предполагает как строительство новых объектов на Черном море и Дальнем Востоке, так и модернизацию, реконструкцию существующих. Предполагается за счет этих мероприятий не только увеличить суммарную пропускную способность портов, но и существенно (до 20%) снизить стоимость услуг по перевалке.

Глава ОЗК отмечал ранее, представляя содержание первого варианта проекта стратегии, что предполагается увеличение элеваторных мощностей корпорации с 1,8 млн т в 2009г. до 8,4 млн т к 2015г.

Также предусматривалось последовательное увеличение доли маршрутных отправок зерна с 1 млн т в 2010г. до 6 млн т в 2015г. По оценке ОЗК, это позволило бы увеличить пропускную способность элеваторов и портовых терминалов более чем в 2 раза. В целом ОЗК предполагает к 2015г. снизить на 500 руб. инфраструктурную составляющую в стоимости каждой экспортированной компанией тонны зерна.

Между тем, участники рынка, не дожидаясь государственных мер, начали самостоятельную реализацию проектов маршрутизации перевозок зерна. Так, 25 ноября 2009г. в направлении Новороссийского порта со станции "Удобрительная" Московской железной дороги ушел первый поезд из 44 вагонов вместимостью чуть более 3 тыс. т зерна в рамках совместного проекта маршрутизации зерна компаний "Русагротранс" и "Русское Зерно".

Помимо необходимости сокращать целевые показатели 2015г. по хранению и перевалке зерна, ОЗК сталкивается и с претензиями участников рынка о возможном создании прямой конкуренции бизнесу при реализации намерения госкорпорации занять 40% в российском экспорте зерна.

Однако С.Левин считает, что реализация стратегии ОЗК предполагает ведущую, но не монопольную роль компании на российском зерновом рынке. "ОЗК будет формировать партнерскую сеть из компаний и операторов зернового рынка с правом вхождения коммерческих организаций в уставный капитал госкомпании", - отметил недавно глава ОЗК.

Между тем, именно этот вопрос, как было сказано выше, стал "камнем преткновения" в обсуждении стратегии развития госкорпорации.

Заметим, что Минсельхоз РФ считает, что принцип частно-государственного партнерства уже реализован в форме учреждения ОЗК. Так, в начале декабря 2009г министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник пояснила РБК, что структура ОЗК оформлена на основании включения элеваторов, имеющих доли частного бизнеса, что и есть принцип частно-государственного партнерства.

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о создании Объединенной зерновой компании в марте 2009г. Он постановил внести в качестве вклада в уставный капитал созданной компании акции 31 компании, находящейся в федеральной собственности. В качестве приоритетного направления деятельности ОЗК определены увеличение объемов закупки и реализации зерна на внутреннем рынке, объемов экспорта зерна, модернизация и строительство элеваторов и портовых терминалов. Президент РФ также одобрил предложения правительства о разработке стратегии компании на 2009-2012гг. и на период до 2015г., отвечающей целям ее создания, в том числе предусматривающей привлечение частного капитала.
Источник: РБК

Также в разделе:

Торгово-промышленная палата создала совет для общения продавцов и производителей...

Лучший кукурузный силос производится во Владимирской области...

Владимирские хлебопеки тоже хотят дешевого зерна...

Под озимые зерновые площади увеличены на 5%...

Озимые во Владимирской области находятся в удовлетворительном состоянии...

Владимирская область: Урожай снова под угрозой?...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.



Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

 

Недавние ответы: