В Украине найден транспортно-зерновой компромисс

Фильтры

Регион

Новости

В Украине найден транспортно-зерновой компромисс

Начало 2012 года ознаменовалось очередным витком противостояния украинских зернотрейдеров и перевозчиков в лице Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця»).

Так, зернотрейдеры обвиняли «Укрзализныцю» в невыполнении заявок по подаче зерновозов, что, естественно, тормозило экспорт зерна. Ряду других компаний заявки на поставку вагонов-зерновозов выполнялись только на 30%.

Кроме того, участники рынка выражали недоумение фактом предоставления некоторым компаниям приоритетного права на подачу зерновозов по дополнительным заявкам.

В свою очередь, «Укрзализныця» призывала украинских зернотрейдеров эффективнее использовать имеющийся в наличии парк зерновозов, отмечая, что их дефицит создан искусственно самими участниками рынка, которые задерживают разгрузку вагонов на припортовых станциях.

Также звучали просьбы к зернотрейдерам планомерно организовывать работу по использованию зерновозов. Дескать, в первой декаде месяца заявки на вагоны составляют 500-600 единиц в сутки, а во второй половине месяца зернотрейдеры требуют зерновозов втрое больше.

Информация о том, что «Укрзализныця» предоставляет преференции на получение зерновозов компании «Хлеб Инвестстрой» вообще была официально опровергнута обеими сторонами.

Как заявил замначальника главного управления перевозок «Укрзализныци» Петр Лымарчук, парка зерновозов «Укрзализныци» достаточно, если использовать его эффективно, и в ближайшее время покупка новых зерновозов не планируется.

Ситуацию, которая сложилась между «Укрзализныцей» и зернотрейдерами, он прокомментировал так: «Из года в год ситуация повторяется: начинается новый месяц, а мы не знаем, сколько вагонов потребуют зернотрейдеры для перевозок. Сначала все молчат, а потом сразу начинают требовать все вагоны одновременно. Но мы же не врачи скорой помощи! Мы всех просим - давайте равномерно работать, и тогда всем вам хватит зерновозов».

В итоге, противостояние железнодорожников и зерновиков едва больно не ударило по представителям масложировой отрасли Украины.

Так, в начале февраля «Укрзализныця» ввела временное ограничение на подачу зерновозов для перевозки других видов продукции (жмыха, шрота) за пределы Украины, сосредоточив вагоны для перевозок урожая 2011 г. внутри страны. Вследствие этого многие масложировые предприятия оказались на грани остановки из-за отсутствия у них возможности экспортировать шрот и жмых железнодорожным транспортом. Задержка вывоза шрота, жмыха подсолнечника с предприятий и его избыточное накопление могло привести к затовариванию предприятий продукцией и, как следствие, остановке производственных мощностей.

К счастью, данное ограничение действовало недолго. Решение о его отмене было принято 6 февраля для нормализации ситуации со специальным подвижным составом и учитывая возможные убытки отечественных маслоэкстракционных предприятий.

С целью недопущения возникновения подобных ситуаций в будущем было принято решение о подписании меморандума между «Укрзализныцей» и участниками зернового рынка. 10 февраля трехлетний меморандум с Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины подписала Украинская зерновая ассоциация (УЗА).

Согласно тексту документа, «Укрзализныця» обязуется проводить политику транспортировки зерна и продуктов его переработки путем создания равных условий конкуренции между экспортерами и другими участниками рынка; прилагать все усилия для удержания на обоснованном уровне тарифов на перевозки, а также содействовать упрощению процедур получения разрешительных документов для экспорта; осуществлять работу по сохранению состава вагонов-зерновозов в своем подчинении и недопущения их передачи негосударственным структурам.

Также «Укрзализныця» может рассмотреть предложения компаний зернового сектора относительно закупок ими вагонов-зерновозов и передачи их в лизинг Госадминистрации железнодорожного транспорта и обеспечить вместе с грузоотправителями и трейдерами внедрение новых технологий перевозок зерна на экспорт, в том числе отправительскими маршрутами, что позволит освободить значительное количество вагонов для перевозки дополнительных объемов зерна.

Кроме того, «Укрзализныця» вместе с УЗА примет участие в решение вопроса совершенствования механизма работы «Единого окна» для операций по экспорту зерна и будет содействовать внесению предложений об упрощении и сокращении сроков выдачи всех необходимых документов для экспорта с целью повышения оборота вагонов.

В свою очередь, Украинская зерновая ассоциации совместно с «Укрзализныцей» будет осуществлять взаимодействие по улучшению отправителями качества планирования перевозок зерна на экспорт, налаживание ритмичной работы в течение месяца по погрузке и выгрузке зерна.

УЗА будет способствовать внедрению в Украине международных подходов к торговле зерном, в том числе с использованием международных стандартизированных контрактов, привлечением ведущих мировых страховых компаний, использованием систем гарантирования прав владельцев зерна, созданию возможностей для участия украинских предприятий в тендерах ведущих мировых импортеров зерна.

Сотрудничество между сторонами, подписавшими меморандум, будет проходит путем совместных мероприятий, консультаций, создания рабочих групп.

«Совместная работа поможет нам выявить проблемы, которые существуют сейчас, и найти пути их решения», - уверен генеральный директор «Укрзализныцы» Владимир Козак.

По его словам, в будущем также необходимо решать вопрос обновления парка зерновозов, усовершенствования тарифной политики, привлечения инвестиций.

«Имеющегося количества зерновозов достаточно, чтобы обеспечить перевозку зерна. Дело в том, что этот вид подвижного состава задействован только 6 месяцев в году, остальное время он стоит. Однако в пути вагон находится только 17% времени, остальные 83% он находится под погрузочно-разгрузочными работами, поэтому мы должны обеспечить такое планирование, при котором сможем ускорить оборот вагонов", - констатировал В.Козак.

По мнению президента УСПП Анатолия Кинаха, ситуация, которая наблюдалась в последнее время на рынке железнодорожных грузовых перевозок и задела интересы аграриев, еще раз доказала необходимость обновления парка железнодорожных вагонов, модернизации транспортной отрасли Украины в целом.
«Физический и моральный износ подвижного состава украинских железных дорог зашкаливает за 70%. Поэтому сегодня важно не усугублять потери, а на основе методов государственно-частного партнерства сформировать современную транспортную инфраструктуру, оптимизировать тарифную политику и обеспечить своевременную транспортировку экспортных грузов. Тем более что речь идет об экспорте продукции с высокой добавленной стоимостью, которая значительно влияет на повышение имиджа Украины в мире», - подчеркнул А.Кинах.
Он убежден, что такие проблемы системного характера можно эффективно решать только на основе равноправного и постоянно действующего диалога между властью и бизнесом, государством и обществом.

Президент УЗА Владимир Клименко призывает украинские зерновые компании активнее пользоваться положениями, которые прописаны в меморандуме. В частности, по его словам, уже сегодня у ряда компаний есть заинтересованность в приобретении вагонов-зерновозов для дальнейшей передачи их в лизинг «Укрзализныце». Однако пока никаких конкретных расчетов и предложений от компаний не поступало. При этом гендиректор «Укрзализныци» В. Козак заверил, что любое предложение такого рода будет серьезно рассмотрено.

Что касается маршрутизации железнодорожных перевозок зерна, то и здесь президент УЗА видит немалый потенциал для развития инфраструктуры и логистики зернового рынка Украины. Кроме того, данный проект может оказаться выгодным для всех без исключения участников рынка. На сегодняшний день перевозка зерна маршрутами осуществляется в экспериментальном порядке на базе компании «Нибулон», однако В.Клименко не исключает, что будущем данный проект получит более широкое применение.



«Эксперимент с маршрутными перевозками идет успешно. Первые 8 маршрутов (один маршрут составляет 54 вагона), отработанных для компании «Нибулон», показали оборачиваемость около 4 дней. При том что оборачиваемость вагонов-зерновозов в среднем по Украине составляет 8-10 суток.

Но надо учитывать, что у «Нибулона» в данном эксперименте участвуют 8 современных элеваторов, способных загрузить 54 и более вагонов в сутки . Плюс у компании имеется собственная перевалка в порту. Эти факторы и дают возможность работать в таком режиме. Т.е. предприятия «Нибулона» физически могут загрузить маршрут зерном.

Если говорить об остальных участниках рынка, то им нужно тщательно разобраться с имеющимися в их активе элеваторными мощностями. Необходимо модернизировать уже существующие элеваторы, чтобы работать маршрутами, а также строить новые.

Эксперимент «Нибулона» выгоден, в первую очередь, самой компании, а также всем тем, кто может работать маршрутами уже сегодня или подтянет свою техническую базу и сможет работать в ближайшее время. Он также выгоден тем компаниям, которые будут строить новые элеваторы и перевалочные мощности. Ведь сегодня многие крупные компании все еще не имеют собственных мощностей по перевалке.

Кроме того, работа маршрутами позволит высвободить дополнительное количество вагонов, которых не хватает в пиковые периоды, для всех остальных участников рынка», - прокомментировал для ИА «АПК-Информ» ситуацию В.Клименко.

Источник: apk-inform.com

Также в разделе

Комментарии (0)